Информация к кототеме
  • Просмотров: 2055
  • Автор: koshka
  • Дата: 10-11-2013, 16:59
10-11-2013, 16:59

Как КамАЗ собственный автобус создавал

Факты

Как КамАЗ собственный автобус создавал



1990-е годы прошлого века ознаменовались рядом неудачных попыток Камского автомобильного завода создать собственное производство автобусов. О малоизвестных страницах истории Челнинских автобусов пойдёт речь в данном обзоре.КамАЗ-5262 (1993 год)
В 1993 году в Набережных Челнах на базе автозавода КамАЗ было создано акционерное общество «КамАЗавтобуспром» — его учредителями стали — АО «КамАЗ» (51%) и АО «Татавтотранс» (49%), представляющее интересы правительства Татарстана.
Плодом работы данного предприятия стал опытный образец городского автобуса КамАЗ-5262.

Новый автобус разрабатывали опытные конструкторы из Львова: Украинский автобусный промышленно-проектный институт в Советские времена был головным и единственным по автобусам в системе Минавтопрома СССР.
Презентация первого собранного экземпляра состоялась в первый день весны 1993 года в Казани.
КамАЗ-5262 на момент создания соответствовал всем действующим на тот момент российским нормативам — автобус имел 3 широких двери, 28 сидячих мест, номинальная вместимость — 114 человек, при загрузке в «час пик» до 200 человек. На новом автобусе использовался КамАЗовский силовой агрегат с принципиально новым двигателем. До этого КамАЗовские моторы имели мощность не выше 205 л. с., новый же двигатель, созданный под руководством главного конструктора двигателей «КамАЗа» Даниса Валеева, использовал принцип турбонаддува и обладал мощностью 240 л. с.

Как КамАЗ собственный автобус создавал

1 марта 1993 г. Презентация автобуса КАМАЗ-5262. Скан из журнала «За рулём» №8 1993 год, автор фотографии А.Ливергант

По некоторым оценкам, новый автобус должен быть вдвое дешевле иностранных автобусов Mercedes, которые Татарстан в начале 1990-х гг. закупил в Турции по $100 тыс. за штуку. Наблюдатели в 1990-х гг. отмечали, что запуск в серию модели 5262 позволил бы КамАЗу потеснить на рынке единственного на тот момент в европейской части России производителя автобусов — Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ). По оценкам специалистов, новый автобус КамАЗа обладал лучшими ходовыми качествами по сравнению с моделью ЛиАЗа с Камазовским двигателем (195 л.с.).

Как КамАЗ собственный автобус создавал

КАМАЗ-5262 на испытаниях

Начало серийного выпуска нового автобуса было запланировано на 1994 год, но тут случилось непредвиденное — 14 апреля 1993 года полностью сгорел завод двигателей КамАЗа. В этой ситуации разработку собственного автобуса пришлось отложить до лучших времен. И хотя завод двигателей был восстановлен в кратчайшие сроки и уже в декабре 1993 года дал первую продукцию, проект автобуса КамАЗ-5262 так и не был осуществлен.
КамАЗ-5297 (1997-1998 гг.)
Тем не менее, Камский автозавод не прекращал искать варианты производства собственных автобусов. Так в мае 1997 года КамАЗ подписывает соглашение о сотрудничестве со Словенской фирмой «Avtomontaza», которая в Советские времена изготавливала кузова для югославских автобусов «ТАМ», а в начале 1990-х гг. сотрудничала с такими известными корпорациями как Вольво, Мерседес, Ивеко, делая кузова для их автобусов.
Подписанное соглашение предусматривало создание в Набережных Челнах производственных мощностей по выпуску автобусов: предполагалось, что первые 100 машин на КамАЗовском шасси будут изотовлены в Словении, а в перспективе кузова собирался делать и сам КамАЗ (Automontaza должна была поставить КамАЗу необходимое оборудование, включая окрасочную линию).
В 1998 году на основе поставленных КамАЗом шасси Словенцами были изготовлены первые два автобуса: трехдверный КамАЗ-5297М и двухдверный — КамАЗ-5297P.

Как КамАЗ собственный автобус создавал



Их кузова были практически аналогичны тем, что устанавливались на другие шасси (к примеру, Volvo).

Автобус имел КамАЗовский двигатель с турбонаддувом отвечавший экологическим нормам Euro 1, коробка передач была также КамАЗовской, с микропроцессорным управлением. Интересно, что на обоих автобусах была установлена АБС.

Как КамАЗ собственный автобус создавал

Как КамАЗ собственный автобус создавал

Как КамАЗ собственный автобус создавал

Как КамАЗ собственный автобус создавал

Как КамАЗ собственный автобус создавал



Однако, дальше двух опытных автобусов дело не пошло. КамАЗ переживал в конце 1990-х гг. самые тяжёлые времена в своей истории, основной конвейер завода простаивал месяцами и на финансовые вливания в производство этой модели автобуса просто не нашлось средств.
ЧелАЗ-5281 (1997-1998 гг.)
В апреле 1997 года Татарский республиканский фонд НИОКР, администрации Казани и Набережных Челнов совместно с Госкомимуществом Татарстана учредили закрытое акционерное общество «Челнинский Автобусный Завод» (ЧелАЗ).
Новый завод разработал, запатентовал и сертифицировал городской 6-ти дверный автобус ЧелАЗ-5281. Кроме того, завод намеревался осуществлять выпуск троллейбусов, а также пригородных и междугородных автобусов. Городской автобус ЧелАЗа должен был стоить приблизительно 76 000 долларов (на 1998 год).

Как КамАЗ собственный автобус создавал

ЧелАЗ-5281 на автомобильной выставке в Казани в 1998 году (Фото журнала «За рулём»)

В 1999 году ЧелАЗ планировал собрать 200 автобусов. Проектная мощность завода должна была составлить — 2000 автобусов в год. На этот объем производства ЧелАЗ должен был выйти к 2000 году. Правительство Татарстана заявляло о своей готовности купить 40 челнинских автобусов, а Минтранс России сообщал о намерении приобрести 800 таких машин. Всемирный банк включил ЧелАЗ в свою программу и намеревался предоставить кредиты на срок 10-15 лет для тех городов России, которые будут покупать Челнинские автобусы. По бизнес-плану минимальная рентабельность производства автобусов на ЧелАЗе должна составить 18% (к концу 1999 года). ЧелАЗ должен был дать рабочие места для 14000 человек.
Первый автобус ЧелАЗ-5281М, изготовленный в Набережных Челнах был передан в декабре 1997 года Казанскому пассажирскому автопредприятию №3, где успешно прошел испытания, получив по всем 66 параметрам хорошие оценки.
Однако, всем этим грандиозным планам, не суждено было сбыться и автобус ЧелАЗ-5281 постигла также участь, что и его Челнинского предшественника КамАЗ-5262. Через два года КамАЗ переключил своё внимание на завод НефАЗ, где было развернуто производство автобусов НефАЗ-5299.
До недавнего времени один из двух сохранившихся экземпляров автобуса ЧелАЗ-5281М работал в Нижнекамске.

Как КамАЗ собственный автобус создавал

ЧелАЗ-5281М на проспекте Химиков в Нижнекамске, сентябрь 2010 года (Фото Евгения Клюжина).

НефАЗ-5299 (2000 год)
Тем не менее, спустя несколько лет, проделанная в 1990-х годах работа наконец стала основой для реализации успешного проекта — выпуск автобусов НефАЗ-5299 на дочернем предприятии КамАЗа — Нефтекамском автозаводе.
Семейством автобусов большого класса инженеры расположенного в Башкортостане Нефтекамского автозавода начали заниматься в августе 2000 года. Предприятие, начавшее свою работу ещё в 1977 году с изготовления самосвалов, к тому времени уже имело опыт производства пассажирского автотранспорта — это были так называемые «вахтовки» — снабженные сиденьями остекленные кузова-фургоны, поставленные на рамы полноприводных грузовиков. А в конце 1990-х гг. появился проект по сборке турецких автобусов «Мерседес» серии О325. Но уже тогда пришло понимание, что более перспективно обзавестись собственным семейством автобусов: недорогих, неприхотливых, ремонтопригодных — максимально приспособленных для эксплуатации в специфических российских условиях. Для этой цели инженеры НефАЗа посетили ряд действующих на тот момент автобусных производств, в результате чего внешний вид новых автобусов практически полностью был скопирован с МАЗа, а в качестве базы было выбрано специальное автобусное шасси, разработанное на КамАЗе.
Первый автобус с заводским номером 0000001 сошел с конвейера завода 6 декабря 2000 года — и был отправлен в Набережные Челны — где успешно проработал на предприятии «ПАК-Инвест» вплоть до конца 2009 года.

Как КамАЗ собственный автобус создавал

Самый первый, уже довольно потрёпанный НефАЗ-5299 с заводским номером 0000001 в Набережных Челнах за несколько месяцев до списания — в мае 2009 года (Фото Григория Мариничева).

Вслед за Набережными Челнами в 2001 году первые заводские НефАЗ-5299 появились в Уфе, Ишимбае, Стерлитамаке, Сибае, Нефтекамске, Кумертау, Белорецке и Октябрьском.

Как КамАЗ собственный автобус создавал



Автобус быстро набирал популярность среди муниципальных и частных предприятий России, осуществляющих пассажирские перевозки, и в итоге стал одной из самых массовых современных моделей автобусов в современной России.
Использована информация с сайтов: zr.ru, kommersant.ru, wikipedia.org
Написал Женя Павлов

Метки кота: фото, факты

  • Вконтакте
  • Facebook

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Друзья кота

DlyaKota.Ru - информационно - развлекательный ресурс. На сайте множество разделов, среди которых вы найдете фото приколы, видео приколы, факты окружающие нас, новости, фильмы онлайн и дизайн, в основном дизайн интерьера. Но все же особое внимание мы уделяем фото приколам, видео приколам и прикольным картинкам.

DlyaKota.Ru - это всегда свежий юмор, только лучшие фото приколы в больших и качественных подборках.



^