Информация к кототеме
  • Просмотров: 1142
  • Автор: koshka
  • Дата: 27-11-2013, 13:51
27-11-2013, 13:51

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике

Гаджеты

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


Идея создания какого-нибудь истинно российского гаджета давно витает в коридорах отечественных окологосударственных структур. Достаточно вспомнить такие проекты как «первый в России и в мире ГЛОНАСС/GPS-навигатор» Glospace SGK-70 образа 2006 года (модель была создана на основе корейского навигатора и оснащалась приемником спутниковых сигналов, изготовленным на Украине), «первый в России и в мире смартфон с поддержкой ГЛОНАСС» и «аналог айфона» МТС 945 ГЛОНАСС (в его основе лежал китайский аппарат ZTE с американским процессором Qualcomm и американской же ОС Android), а также «российский ридер для учебных учреждений» Plastic Logic 100 (так называемый ридер Чубайса).
РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике



МТС 945 ГЛОНАСС
Первые два устройства оглушительно провалились на рынке – во многом из-за технического несовершенства и цен, которые превышали разумные пределы раза в два. Что касается ридера Чубайса, основанного на британских технологиях, то он в российской рознице и вовсе не появился.
И вот осенью 2013 года на выставке InfoTrans 2013 в Санкт-Петербурге был продемонстрирован очередной гаджет, позиционирующийся как прогрессивная российская разработка. Знакомьтесь: смартфон FRMD101A, «созданный» отечественным системным интегратором R-Style для Российских Железных Дорог.
РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике



FRMD101A
Сразу же скажем о цене: она составляет 47 тысяч рублей за экземпляр. Для начала стоит отметить, что FRMD101A – устройство не обычное, а действительно оптимизированное под нужды железнодорожников. В частности, оно получило мощную батарею, защищенный корпус, сканер штрихкодов и слот для личных смарт-карт сотрудников РЖД. Все бы хорошо, но всплывает ряд любопытных моментов. В основе FRMD101A лежит обычный китайский смартфон начального уровня с двухъядерным процессором, 512 Мб оперативной и 4 Гб встроенной памяти, 4,5-дюймовым экраном и операционной системой Android.

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


Цена такого аппарата на китайской фабрике – в районе 4 тысяч рублей (в России она вырастает где-то до 6). Даже с учетом нового дизайна, мощной батареи, сканера штрихкодов и считывателя смарт-карт, FRMD101A мог стоить в закупке ну 10, ну пусть 15 тысяч рублей. Но никак не 47. Даже несмотря на то что пока произведено то ли 330, то ли 600 аппаратов, то есть пробная партия. При массовом производстве цена, в соответствии с законами рынка и экономики, снижается. То есть в теории когда-нибудь, когда FRMD101A начнут производить десятками тысяч, он будет стоит 15. Но он, по идее, должен стоить столько уже сейчас.

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


Здесь стоит отметить, что подобные промышленные терминалы могут стоить и 30 тысяч рублей, и больше. Но лишь в том случае, если они являются частью серьезного программно-аппаратного комплекса для какого-либо предприятия, причем цена смартфона получается такой только если сложить а) цену всех купленных смартфонов, б) разработку этого самого комплекса, в) его интеграцию в экосистему предприятия и г) еще ряд затрат. Получаем большую-большую сумму, делим ее на количество смартфонов и на выходе имеем, скажем, 30 тысяч рублей. Или 47.

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


Вообще подобные подсчеты не слишком корректны, и все же в данном контексте такой пример логичен. Между тем в случае РЖД-смартфона ни о каком комплексе и интеграции речи не идет, 47 тысяч рублей – это «голая» цена одного экземпляра устройства. Самого устройства, а ведь его еще необходимо внедрить в бизнес-процессы компании, обучить персонал...
Коротко пройдемся по характеристикам. Если не считать сканер штрихкодов и считыватель смарт-карт, то необычных решений в FRMD101A три. Первое – использование резистивного сенсорного экрана, то есть технологии, которая в современных аппаратах вообще не применяется. Причина – дескать, резистивные экраны понимают нажатия пальцами в перчатках и вообще любыми предметами. Все бы хорошо, но гораздо более удобные емкостные тачскрины тоже могут реагировать на «одетую» руку или, скажем, карандаш – достаточно вспомнить ряд моделей Nokia Lumia или, например, Sony Xperia Z Ultra. Почему бы не применить такой емкостный тачскрин в аппарате на 47 тысяч рублей – вопрос открытый.
РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике



Экран Nokia Lumia 925 распознает нажатия в перчатках
Второй момент – якобы защищенный корпус. FRMD101A соответствует стандарту IP54, то есть аппарат может противостоять брызгам воды и небольшим «атакам» пыли. Также его можно ронять с высоты полутора метров. Для железнодорожников защита на самом деле важна: скажем, сотрудники, которые проверяют состояние рельсов и вагонов, регулярно в своей работе сталкиваются с пылью, грязью и жидкостями, а еще могут запросто уронить аппарат с большой высоты. Вот только IP54 – это не тот уровень защиты, которым стоит гордиться. Ему сегодня фактически соответствуют ВСЕ представленные на рынке телефоны и смартфоны. Между тем специализированные решения уже соответствуют стандарту IP68, который гарантирует полную защиту от проникновения пыли и возможность нахождения в воде на любой глубине. Достаточно вспомнить хотя бы модель teXet X-driver с двухъядерным процессором, вполне себе качественной камерой и неубиваемым корпусом (IP68), которая стоит 10 тысяч рублей. А не 47.
РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике



teXet X-driver
Третья особенность FRMD101A –две батарейки: встроенная на 800 мАч и съемная на 5 000 мАч. Учитывая, что смартфон работает на базе прожорливой ОС Android, этот момент выглядит интересно. Особенно если учитывать тот факт, что большинство аппаратов на этой платформе комплектуется батареями на 1 500-3 000 мАч и «сдыхают» за день-два работы. Однако на рынке есть тот же Highscreen Boost 2 за 11 тысяч рублей, укомплектованный батареями на 3 000 и 6 000 мАч, 5-дюймовым экраном и четырехъядерным процессором. В сумме батареи дают обладателю Boost 2 до 10-14 дней работы. Так что ничего удивительного и необычного в FRMD101A нет и в плане «атономки», как ни печально это осознавать.
РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике



Highscreen Boost 2
В общем, такие дела. Судя по всему, проект очередного отечественного смартфона вновь окажется бесперспективным. И ведь мы еще не слышали мнения рядовых железнодорожников – вовсе не факт, что им вообще будет удобно пользоваться вот такой толстой (35 мм) и тяжелой (345 г) махиной...



Российский бизнес по производству мобильных устройств лежит в глубокой… дыре. На все, что производит российский сектор этого рынка, невозможно взглянуть без слез и мыслей о том, что кто-то в очередной раз разбазарил деньги или влил их в трубу абсолютно бесперспективных проектов. Мы либо закупаем дешевые китайские телефоны и планшеты, адаптируя якобы под определенные «российские стандарты», либо просто распиливаем выделенный на производство «российской разработки, не имеющей аналогов на мировом рынке» (потому что такую дрянь не будут выпускать даже китайцы), бюджет. Забавно, но в одном из таких случаев фигурируют «Российские железные дороги», на прошлой неделе с фанфарами и плясками представившие собственный смартфон, который якобы должен будет упростить различные рабочие процессы сотрудникам компании: документооборот, учет грузов и тому подобное. Смартфон на массовый рынок не поступит, но это далеко не главный (хотя, это скорее плюс) из его недостатков.
Поставщиком устройства является российская компания-интегратор R-Style, работающая со множеством государственных структур. Для проекта РЖД R-Style нашла, как это и бывает обычно в таких случаях, очередного китайского «ноунейм»-производителя и, слегка видоизменив, смогла подогнать телефон под требования заказчика.
По последним данным к данному моменту изготовлена первая партия из 600 РДЖ-телефонов общей стоимостью 28 200 000 (двадцать восемь миллионов двести тысяч) рублей. За партию из 330 штук общей стоимостью чуть больше 15 миллионов рублей уже заплатили. Та же партия из iPhone 5s обошлась бы дешевле. Но даже не это главное. Здесь следует сделать одну важную ремарку, стоимость профессиональных рабочих терминалов действительно очень высока — от тысячи долларов и выше. Но речь идет о качественной технике, а не о «ноунейм» устройстве, которое к тому же является полностью бесперспективным.

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


Взять хотя бы тот же стандарт защиты iP54, который преподносится производителем нечто за рамки выходящее. А если говорить по факту, то этим стандартом защиты обладает практически любой современный смартфон (и даже обычный сотовый телефон), представленный на данный момент на рынке. Производители просто не проходят нужных сертификаций, не видя в этом смысла. Просто потому что данный стандарт защиты способен по факту защитить устройство от дождя, брызг и небольших падений, но не в лужу. Для того чтобы иметь право хвалиться защищенностью своего устройства, производитель как минимум должен был обеспечить его защиту стандартом iP67, а лучше — IP68.
Если говорить о технической начинке этого аппарата — перед нами типичное китайское барахло, имеющее себестоимость около 150-170 долларов за штуку, без учета дополнительных функций, вроде считывателя смарт-карт, штрихкодов и емкой батареи, которая опять же по факту рассчитана на работу (прошу заметить профессионального рабочего инструмента, а не обычного смартфона) от 8 часов, при емкости 5000 мАч. Журналисты уже подсчитали, что стоимость замены этой батарейки составляет около 25 долларов, стоимость указанных сканеров составляет около 45-50 долларов. Даже накрутив цену, мы получим устройство не дороже 350-400 долларов в Китае, при условии заказа партии в 500 штук (минимальная оптовая партия). Вполне возможно, что стоимость создания специализированного программного обеспечения для сотрудников РЖД была заложена в стоимость терминалов, в таком случае цена на них может быть любой, но в это мало верится.
Обидно становится еще за то, что это никакая не «разработка устройства с нуля», а простая адаптация аппарата под свои нужды. Устройство, безусловно, со временем устареет, и деньги, потраченные на модернизацию (они, наверно, тоже включены в стоимость), не получится никак возвратить в будущем. Выход только один — бесконечно докупать эти кирпичи, а затем опять вкладывать свои деньги в чужие разработки для создания «своего» нового терминала.
Как обычно у нас и бывает: хотели как лучше, но получилось как всегда. Для тех нужд и задач, что есть у РЖД, подойдет любой (абсолютно любой) Android-смартфон с дополнительными сканерами. При таких затратах, денег бы хватило даже на беспроводные.
В Китае очень много компаний, занимающихся выпуском профессиональных терминалов, но их стоимость составляет всего около 400-450 долларов. В нашем же случае устройство обошлось почти в полторы тысячи долларов. Было бы желание, можно было создать такое же устройство на нашем собственном рынке, которое стало бы действительно нашей, а не китайской разработкой. Даже при малом объеме закупок таких аппаратов, вся затея оказалась бы рентабельной, что позволило бы создать в дальнейшем более крутое и даже уникальное устройство в своем классе. Но для этого нужно уметь и хотеть это делать. А у нас лучше всего пока умеют и хотят пилить.

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


Читая комментарии относительно этого устройства, я несколько раз натыкался на мысль, что профессиональные терминалы (а именно в таком качестве выступает этот смартфон), зачастую стоят от 1000 долларов и выше, и это нормальная стоимость для специализированных устройств. Это и правда так. Вот только эти специализированные терминалы стоят так дорого не за те качества, которые в них есть, они, как правило, является частью большой системы, оконечным оборудованием и поэтому их стоимость велика (это не себестоимость железки). В проекта РЖД никакой системы не наблюдается, это просто адаптация Android-смартфона под свои нужды, тем более, что в перспективе он устареет и деньги потраченные на доводку устройства до ума (видимо они и сказались на стоимости), не будут как-то возвращены в будущем. Путь у РЖД только один – докупать эти терминалы до скончания века, потом вновь вкладываться и создавать «свой» новый терминал, тратить те же деньги.
Кто-то в РЖД хотел, чтобы у компании все было, как у взрослых – но получилось как всегда. Для тех задач, что есть у компании сегодня оптимальным является использование любого (подчеркну еще раз – любого!) Android-смартфона с дополнительным сканерами, которые могут быть беспроводными. При желании можно создать такого же монстра, как в РЖД, но его себестоимость будет значительно меньше, а возможности обновления выше, да и закладывать необходимо стандарт защиты IP68, как минимальный IP67.
При даже скромном объеме закупок в 10.000 аппаратов (думаю обходчиков никак не меньше, учитывая размер компании), такая история становится рентабельной и можно создать крутое, уникальное устройство. Но для этого надо уметь это делать. А не просто выдумывать нечто, когда без идеи в устройство добавляются разные функции. И у меня вызывает сомнение время работы от 8 часов (при батарее в 5000 мАч), это говорит о не оптимальности платформы. Если говорить коротко – то получился монстр, очень напоминающий своего хозяина – дорогой, неэффективный, что-то из эпохи паровозов, где КПД всегда был удручающе мал. Вот такие вот инновации в стиле РЖД. Обидно, что при ресурсах РЖД, гора рожает мышь, да еще и гордится ей.
В Китае не так много компаний, предлагающих аналогичные устройства, но при партиях в 500 штук, их стоимость отличается в разы от того, что получает РЖД. Как правило, это цена в районе 400-450 долларов. И объяснять почему в таких терминалах всегда есть аппаратная клавиатура, я не буду – а то открою страшную тайну для РЖД, а у них ведь все впереди и самое интересное только начинается. Видимо это будет проект №2, когда возьмут другого китайского поставщика и из него слепят нечто иное. Лучшее и более инновационное, главное также российскую разработку.

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике



Создание смартфона под собственной маркой – пример Decathlon

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


История со смартфоном РЖД, рассказанная мной в прошлом выпуске «Бирюлек», оказалась привычно острой, но также вскрыла наличие огромного полка теоретиков, которые плохо представляют себе, чего стоит создание телефона в Китае и какой продукт можно получить на выходе, а также сколько он будет стоить. Словно предчувствуя эту историю, я начал писать цикл статей про бизнес с Китаем, на данный момент вышло ровно три части. Советую прочитать их, если вы не видели эти материалы.



РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


Но сегодня у меня совсем иная задача – в отличие от теоретиков, мне хотелось бы объяснить на примере, понятном большинству, чего стоит создание современного смартфона, как распределяются затраты и что можно получить на выходе. Первым моим побуждением стало рассмотрение создания специализированного смартфона, но пришлось одернуть себя – модель неизвестна широкому кругу, меня смело можно будет обвинить в том, что конечная цена — не 500 долларов, а 1 500 или 2 000, одним словом, простор для фантазий огромный, учитывая отсутствие публичности у такого продукта. Подбирая пример, отмел сразу несколько моделей, так как в них не было изменений стандартной платформы, к примеру, можно было рассмотреть новичка на российском рынке – EtuLine (расшифровывается Easy to Use), продукт от дистрибьюторской компании OCS. Первая модель компании ETL-S5042 — это обычный смартфон от Hisense, в среднем ценовом сегменте.
Смартфон от Decathlon как пример коммерческого подхода в Китае
Не могу не упомянуть, что проблема работы с китайскими поставщиками на неэксклюзивной основе в том, что они с радостью продают модели разным поставщикам, равно как и сама марка появляется в разных продуктах.
Но такие продукты не несут больших изменений в базовой модели, нет дополнительного софта и так далее, одним словом, это плохой пример, чтобы сравнивать со смартфоном от РЖД и оценивать разницу в затратах. На мое счастье, у нас есть пример с массового рынка, смартфон, который только появляется в продаже и создан сетью спортивных товаров Decathlon. При стоимости в Европе в 230 евро с учетом налогов этот аппарат имеет известную цену, объем производства, и можно оценить затраты на его выпуск, благо, в нем изменили очень многое – это аппарат, созданный с нуля для конкретного покупателя.

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


В Decathlon приняли решение создать собственный смартфон и планшет еще в конце 2012 года, некоторое время ушло на поиски компаний, которые могут взяться за такое производство. Одним из основных требований стало наличие некого уровня защищенности, что должно отличать аппарат от других моделей. Учитывая французские корни Decathlon, одним из дизайн-бюро, которое изначально рассматривалось, стала компания Archos, которая в России известна своими мультимедийными устройствами, они были пионерами на этом рынке. Разработка дизайна стала задачей Archos, равно как и поиск партнера по производству в Китае – то есть Archos выполнил ту же роль, что и R-Style для РЖД в России, – это системный интегратор, который берет всю головную боль на себя.
Название модели — Quechua Phone 5’’, при этом марка Quechua используется Decathlon для линии одежды и спортивных аксессуаров. Уровень защиты, который получил телефон, — IP54, прорезиненный массивный корпус, винты, вставки металла. Выглядит красиво и ощущается как качественный продукт.

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


Чтобы напомнить, как выглядит с уровнем защиты IP54 смартфон от РЖД, приведу его фотографию – это принципиально разные по классу устройства. В смартфоне от РЖД мы видим наследие АвтоВАЗа, в то время как в аппарате от Decathlon прослеживается как дизайн, так и выбор материалов.
Любопытно, что в Decathlon по соображениям сервиса ограничили уровень защиты IP54, в реальности аппарат обладает уровнем IP66-67 или близким к нему, но отказ от герметичных заглушек понизил уровень. Причина обыденна: в компании не хотели провоцировать покупателей на проверку качества защиты, чтобы они топили или специально роняли смартфон. Как ни странно, но этим занимаются все покупатели защищенных смартфонов в кругу друзей.

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


Теперь давайте взглянем на характеристики смартфона от Decathlon:
Экран 5 дюймов, 800х480 точек;

Защита IP54;

Поддержка 3G;

Встроенной памяти 4 ГБ, карта памяти microSD;

Четырехядерный процессор 1.2 ГГц;

Аппаратный GPS;

Батарея 3500 мАч;

Альтиметр, барометр;


Доработка софта для подключения внешних аксессуаров, например, видеокамеры.
Не слишком впечатляющие характеристики, которые типичны для этого класса продуктов и, возможно, стоят чуть дороже (расхождение в 10-15 процентов, не больше), что объясняется другими материалами корпуса (сравниваю цены исключительно в тех странах, где аппарат продается и есть аналогичные модели – сравнение в Китае и, например, во Франции совершенно неуместно).

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


Давайте разберем экономику этой истории, чтобы понимать, сколько стоил проект по созданию такого устройства для Decathlon и что может выиграть компания. Начнем с розничной цены в 230 евро, которая является фактом! Маржа Decathlon на собственном продукте значительно ниже, чем на других товарах, но минимально она составляет около 25 процентов. В России маржа начинается для таких товаров от 30 процентов и выше.

В отсутствие посредников (Archos создал дизайн, производство контролирует Oxylane – еще одна французская компания) цена завода прозрачна для торговой сети и составляет около 135 евро в Китае. Как вы понимаете, сюда надо прибавить стоимость логистики, хранения, других услуг и так далее.
Стоимость дизайна, пресс-форм включена в 135 евро (дизайн лучше, материалов больше, класс защиты тот же, что и у РЖД). Фактически, в этом проекте основная добавленная стоимость — это цена разработки, которая вложена в первую партию в 5 000 штук, затем себестоимость устройства снижается, и торговая сеть имеет запас по цене, что логично. В случае РЖД также возможно падение стоимости, вот только оно происходит с уровня в 47 000 рублей, что видится мне совершенно иной историей. Сравните 135 евро и 47 000 рублей (что больше 1000 евро). При практически одинаковых продуктах.
В Quechua Phone добавили альтиметр и барометр, это можно сравнить с интеграцией считывателя карт в смартфон от РЖД – объем работы примерно одинаков, равно как и ее сложность. Кто-то воскликнет, что в РЖД еще есть целая система, написанная для смартфонов, но это не так. В смартфонах стоит клиент, который подключается к уже существующей инфраструктуре (базам данных РЖД), и это всего лишь программа, не очень сложная.

В Quechua также есть софт, который позволяет управлять внешней камерой – снимать, передавать видео и так далее. Сложность разработки этих продуктов можно оценить как сравнимую (хотя софт для камеры сложнее, и значительно).

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


У меня вызывает оторопь ситуация, когда типичную разработку в РЖД пытаются представить как некий космический корабль. Торговая сеть Decathlon — коммерческая организация, которая привыкла зарабатывать деньги, а не терять их – возможно, что именно по этой причине в их проекте эти деньги считают и производят свой смартфон на коммерческих, конкурентных началах.

Это отнюдь не идеальное устройство, оно далеко от такового. Но это интересный и адекватный продукт с весьма конкурентной ценой, учитывая, что он рассчитан на поклонников торговой сети и ее продуктов, имеет свои изюминки. Разница в стоимости телефонов при этом составляет почти порядок! У меня в голове это не укладывается, и такая история не может найти никаких логичных объяснений.
В зависимости от того, на стороне кого вы будете выступать (РЖД и эффективного российского менеджмента или здравого смысла), можно придумать множество объяснений, почему Quechua Phone стоит 230 евро в розницу с учетом интереса четырех компаний (китайская фабрика-производитель, Archos, создавший дизайн и подписавший договор о производстве и его контроле с Oxylane, и, наконец, торговая сеть Decathlon, продающая свой аппарат под своей же маркой), а смартфон от РЖД — 1 100 евро с учетом одной китайской фабрики, системного интегратора и собственно РЖД (причем в РЖД не надо продавать этот смартфон, и это отнимает еще процентов 25 стоимости).
Меньшее число участников в российской цепочке приводит к катастрофическому росту цены. При этом я уверен, что китайская сторона работает плюс/минус в рамках рынка. А это значит, что все чудеса в решете начинают происходить внутри России, где стоимость недорогого и обычного смартфона мультиплицируется в разы.
Уверен, что защитников РЖД найдется и в этот раз предостаточно – слабых надо защищать, так как они в свою защиту ничего сказать не могут, это выглядело бы смешно. Но надеюсь, что эти защитники в этот раз потрудятся хотя бы приводить факты, а не эмоциональные высказывания о величии России и необходимости создания собственного смартфона для РЖД. Особенно учитывая, что делают это все на наши с вами деньги и, как вы видите, крайне неэффективно.

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


Правительство направит из федерального бюджета 24,3 млрд руб. на поддержку пригородных пассажирских перевозок, сообщили «Ведомостям» представитель РЖД и представитель Минфина. Эти деньги пойдут на компенсацию РЖД недополученной выручки от пригородных пассажирских компаний. Они в следующем году будут платить только 1% от тарифа на аренду инфраструктуры РЖД.

РЖД-смартфон: очередная «российская» разработка на потеху публике


Начиная с 2014 г. регионы должны были самостоятельно компенсировать РЖД финансовые потери, связанные с предоставлением инфраструктуры и тяги пригородным пассажирским компаниям.

  • Вконтакте
  • Facebook

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Друзья кота

DlyaKota.Ru - информационно - развлекательный ресурс. На сайте множество разделов, среди которых вы найдете фото приколы, видео приколы, факты окружающие нас, новости, фильмы онлайн и дизайн, в основном дизайн интерьера. Но все же особое внимание мы уделяем фото приколам, видео приколам и прикольным картинкам.

DlyaKota.Ru - это всегда свежий юмор, только лучшие фото приколы в больших и качественных подборках.



^