Информация к кототеме
30-10-2014, 20:36

Путешествие

Вдоль реки Онега
После унылого и серого Архангельска я наконец поехал смотреть глубинку.

Архангельская область

В Онегу местные жители добираются на такси и маршрутках, договариваясь заранее по телефону.
Перед поездкой я опасался, что дорога, проходящая по Онежскому полуострову, будет совсем безлюдной и дикой, но оказалось, что траффик там довольно хороший и доехать до города автостопом не составляет труда.

Трасса на Онегу. На этой позиции я застрял на целых 3 часа (это было самое долгое ожидание во всей поездке).

Архангельская область

Пока я стоял, ко мне привязался какой-то алкаш, который тоже ехал в Онегу и постоянно портил мне автостоп, размахивая перед водителями 500 рублевой купюрой. Наконец до него дошло, что хорошо бы разделиться и вскоре мне улыбнулась удача – меня подобрали.
Водитель рассказал странную историю о том, как у его ребенка начались сложности с адаптацией в питерском климате и поэтому им пришлось вернуться из Петербурга в Онегу...

Дорога до Онеги – грейдер (примерно так выглядит 90% всех дорог в Поонежье):

Вокруг – сплошная тайга.
Между Северодвинском и Онегой нет ни одного жилого поселка, одна лишь придорожная кафешка через 1/3 пути.

Через 20 минут наша машина неожиданно закипела, заглохла и отказалась заводиться. Вокруг – ни души.
Поймали две попутки: я поехал дальше в Онегу, а его отбуксировали обратно в Северодвинск в сервис-центр.

Приехав в Онегу, я заселился в гостиницу и пошел осматривать город.
Онега – место крайне депрессивное. Этот город можно использовать только как базу для изучения окрестностей, потомучто в самой Онеге никаких архитектурных достопримечательностей нет.

Переправа.
На другом берегу расположено село Ворзогоры (ударение на первое "о"). Знаменито оно тем, что там стоит т.н. "тройник" – архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей и колокольни.

Я подошел к причалу, чтобы узнать расписание. Тут как раз подошел паром и вышедший паренек предложил довезти меня завтра до Ворзогор на своем мотоцикле. Сторговались на 400 рублей за дорогу туда-обратно.

Архангельская область

От берега до Ворзогор примерно 20км.
Дорога разбитая, движение очень вялое. Автостопом доехать реально, но можно подзастрять.

Из-за частого попадания в лужи наш мотоцикл постоянно ломался.

Архангельская область

Наконец на горизонте показался ворзогорский тройник. Это один из немногих сохранившихся тройников в России.

Тройники – явление характерное только для Русского Севера. Из-за климатических условий строилось две церкви: летняя – большая и просторная и зимняя – маленькая и теплая. Летняя церковь предназначалась для богослужений с Пасхи до Успения, зимняя – от Успения до Пасхи.

Ворзогорский тройник во всей красе: колокольня (около XVIII века), летняя Никольская церковь (1636 г), зимняя Введенская церковь (1793 г).

Зимняя церковь. Внутри этих церквей всегда была печь для отопления и большая трапезная.
К сожалению все три постройки были закрыты, поэтому посмотреть их изнутри не удалось.

Архангельская область

Недалеко от тройника стоит Зосимо-Савватиевская часовня.

На горизонте виден Кий-остров – еще одна туристическая достопримечательность, помимо Ворзогор. Мне хватило Соловков, поэтому я решил его не посещать.

Внизу раскинулся широкий песчаный пляж

Архангельская область

Вернувшись в Онегу, я собрал вещи, добрался до выезда из города и стал ждать попутку.
Наконец начинается самая интересная часть путешествия. В Поонежье всегда было много шедевров поморского зодчества. Сегодня большую часть построек разобрали и перевезли на сохранение в музей Малые Корелы, но в деревнях вдоль реки до сих пор сохранились совершенно шедевральные примеры деревянной архитектуры Русского Севера.

Здесь вроде бы через день ходит автобус, но полагаться на общественный транспорт – бессмысленно. Чтобы посмотреть деревянные храмы и часовни, надо заказывать такси, либо двигаться автостопом.

Буквально в 15 километрах от Онеги расположен поселок Камениха.
На горизонте видна церковь, что находится в селе Подпорожье (другие названия – Медведевская, Жеребцова Гора)..

Добраться до туда можно только по воде (через Онегу по-моему мостов нет в принципе). Спрашиваю у местной детворы, у кого в деревне есть лодка. Мне показывают на дом Александра.
Дяденька этим часто подрабатывает: туда-обратно – 200 рублей

Архангельская область

Владимирская церковь (1757 г).
Шедевр.

На обратно пути Александр вздохнул и сказал, что сюда приезжают туристы, охают-ахают от увиденной красоты, а в итоге ничего не делается и никто церковь не ремонтирует...

Вонгуда.
Полуразрушенная Вознесенская церковь (построена где-то между 1815-24 гг).

Архангельская область

За Вонгудой поток машин стал редеть, а день близился к завершению.

Я проехал мимо деревни Верховье. Там когда-то тоже стоял тройник поразительной красоты, но он сгорел. Мне рассказали, что закончив ремонт церкви, местные жители так бурно отпраздновали это знаменательное событие, что церковь сгорела, а из Онеги не успели прийти пожарные машины...

По пути мне вновь встретился парень, который подвозил меня день назад. Он рассказал, что впереди смыло мост и доехать в Плесецк не получится. К счастью, на следующий день его восстановили и мне не пришлось застревать в Поонежье.
Сменив еще пару машин я решил заночевать в Анциферовском Бору. Меня подвез мужик, который рассказал, что каждый год здесь подбирает автостопщиков. Он подсказал где лучше поставить палатку подальше от посторонних глаз и напутствовал меня словами: "Если приебется какое-нибудь чмо, скажи, что тебя Леонид Николаевич в гости пригласил". Я его заверил, что это маловероятно, ибо мы на Севере и люди здесь хорошие, доброжелательные. Я не лукавил, это действительно так – забегая вперед скажу, что у меня никогда не было проблем с местной гопотой.

Найдя укромное место, мне пришлось очень быстро поставить палатку, иначе комары съели бы меня заживо.
Утром я продолжил путь вдоль Онеги, передвигаясь из деревни в деревню на попутках, либо пешком, если машин совсем не было.

Пияла.
Вознесенская церковь (1651 г) и колокольня (1700 г).

Турчасово.
На другом берегу стоит красавица-церковь.

Архангельская область

У местного жителя переправа стоила 150 рублей.

Преображенская церковь (1786 г) с колокольней (1793 г).

Эта церковь была открыта, а внутри вовсю шел ремонт. Строители сказали, что правительство не дает денег и церковь приходится восстанавливать на частные средства. Ну слава богу, хоть об одной церкви в Поонежье заботятся и есть шанс, что она уцелеет.

Восстанавливают кровлю.
Под куполом – "небеса", расписные потолки деревянных храмов. Одна из особенностей церквей на Русском Севере.

С колокольни открывается вид на деревню Турчасово.

Архангельская область

Что касается деревень, то к сожалению мне не редко встречались брошеные и заколоченные дома. Те, кто не уехал окончательно, используют жилье в качестве дачи.

Также путешествуя вдоль Онеги, я подметил интересную деталь. Почти все жилые дома в Архангельской области построены одинаково: на втором/третьем этаже обязательно есть небольшой выступ с окном (не знаю как это называется по-научному), но в деревнях области эта архитектурная деталь встречается очень часто.

После Турчасово никаких достопримечательностей не наблюдалось, поэтому я наконец распрощался с Поонежьем и поехал в город Плесецк.

Меня подобрал Камаз до города Савинский. Паренек, что сидел за баранкой, выглядел вполне модно и неформально, но при этом в машине на полную громкость играл шансон. Я всю дорогу слушал про шнырей, воров, зоны, купола и прочие прелести блатного мира.
Вот некоторым людям не нравится в автостопе именно эта необходимость общаться с разными, непохожими на них людьми и слушать подобную музыку, а мне это наоборот доставляет кайф. Когда еще представится шанс окунуться в эту реальность?

В Савинском я потоптал позицию минут 20, пока наконец передо мной не остановилась легковушка с прицепом.

– Вижу никто тебя не подбирает, вот и решил остановиться. Все наверное думают, что ты чечен и поэтому боятся (на мне была одета арабская арафатка). А я не боюсь – я сам кого хочешь уебу.

Начали потихоньку беседовать.
Мой водитель был очень удивлен, что кому-то может прийти в голову идея посмотреть Архангельскую область. Также выяснилось, что он был (и продолжает быть) очень антисоциальным элементом и в свое время сидел в тюрьме. При этом по радио у него играла разная попса из 80-х типа Pet Shop Boys, Modern Talking итд итп. Удивительный контраст – паренек, что подвозил меня буквально полчаса назад, слушал блатной шансон, а этот бывший зека обожал 80-е.

Дальше он поведал мне пару жутких историй про то как он бухал и творил беспредел и разговор постепенно вырулил на привычную тему:
– А не страшно ли тебе одному путешествовать?
Я выдал стандартный ответ:
– Это Русский Север, люди здесь хорошие.
– Хорошие люди, говоришь? Я тебе сейчас расскажу историю про хороших людей. Едем мы как-то с приятелем совершенно бухие. Видим – стоит какой-то хрен и голосует. Ну, думаем, давай-ка его отоварим. Останавливаемся, выходим из машины и давай его бить. Он охреневает и не понимает что происходит – мы ведь денег даже не взяли, а просто избили его и дальше поехали. Так то, а ты говоришь – "хорошие люди".

Высадив меня в Плесецке, он напоследок бросил: "Шарафан свой сними – рожу набьют".

Метки кота: Россия, Архангельская область

• Вконтакте

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Друзья кота

DlyaKota.Ru - информационно - развлекательный ресурс. На сайте множество разделов, среди которых вы найдете фото приколы, видео приколы, факты окружающие нас, новости, фильмы онлайн и дизайн, в основном дизайн интерьера. Но все же особое внимание мы уделяем фото приколам, видео приколам и прикольным картинкам.

DlyaKota.Ru - это всегда свежий юмор, только лучшие фото приколы в больших и качественных подборках.